Российское историческое общество: Круглый стол, посвященный 60 летию первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол»

https://historyrussia.org/sobytiya/v-dome-rio-proshel-kruglyj-stol-posvyashchjonnyj-60-letiyu-pervoj-atomnoj-podlodki-leninskij-komsomol.html    

Круглый стол, посвящённый 60-летию первой атомной подлодки «Ленинский комсомол»

С чего начинался атомный флот в России и как обстоят дела с развитием отрасли в наши дни – эти и другие темы обсудили участники круглого стола, прошедшего в Доме Российского исторического общества и приуроченного к 60-летию создания первой советской атомной подлодки К-3, более известной под присвоенным ей позже названием «Ленинский комсомол».

Одной из самых острых тем дискуссии стал вопрос о музеефикации легендарной подлодки – мнения о том, где она должна находиться, разошлись даже в узком экспертном сообществе.

Президент АО «ОСК» Алексей Рахманов, зачитавший в начале заседания праздничное поздравление всем корабелам страны от Президента Российской Федерации Владимира Путина, отметил, что ввод в эксплуатацию К-3, состоявшийся 17 декабря 1958 года, стал, без преувеличения, событием национального масштаба, если не сказать больше – мирового. Первая советская атомная подводная лодка с ядерной энергетической установкой в наши дни находится в Мурманске, и разговоры о том, что из неё необходимо сделать музей, ведутся уже далеко не первый год.

«К сожалению, наружный корпус лодки уже в критическом состоянии, и проблема требует безотлагательного решения, — сказал глава ОСК Алексей Рахманов. — Мы считаем, что необходима музеефикация субмарины К-3, имеющей название «Ленинский комсомол». Мы предлагаем создать межведомственную комиссию, в которую вошли бы представители Министерства обороны, Минфина, Минкультуры, Госдумы и Российского исторического общества вместе с рядом предприятий, входящих в структуру корпорации, и другими заинтересованными организациями. Думаю, что эта комиссия сможет организовать экспертизу состояния К-3, определить перечни и этапы возможного выполнения работ по созданию музея, оценить их стоимость и определить источник финансирования».

На данный момент гипотетически рассматриваются несколько вариантов расположения музея, в том числе – в Музее Мирового океана в Калининграде или в Кронштадте.

«Мурманчане требуют, и я поддерживаю их, чтобы подводная лодка осталась там, где она родилась, – в Мурманске. Питер говорит, что нужно делать её частью военно-морского музея. Концепции сегодня, за этим круглым столом, нужно обсуждать. Потому что еще 10 лет лодка просто не выдержит»,

— отметил, в свою очередь, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев.

Вопрос базирования музея оказался крайне спорным – часть представителей общественных организаций, принимавших участие в дискуссии, например, подвергла критике предложение оставить К-3 в Мурманске – в первую очередь из-за такого фактора, как охват аудитории: все же, в Петербурге туристический поток куда больше, а это важно для любого музея. В то же время член Президиума Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский заявил, что

«Российское историческое общество с готовностью примет приглашение поучаствовать в обсуждении судьбы К-3 и её музеефикации».

 Значение К-3 для истории страны трудно переоценить. В создании субмарины принимали участие лучшие умы того времени – учёные-атомщики Игорь Курчатов, Анатолий Александров, Николай Доллежаль. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки вынудила СССР вступить в новую – атомную -гонку: все силы Советского Союза тогда были направлены на скорейшее создание атомного оружия. Однако для учёным сразу стало очевидным более широкое применение атома.

Ещё весной 1946 года Курчатов пишет Сталину: «Нет сомнения в том, что атомная энергия и радиоактивные вещества найдут в недалеком будущем разнообразное применение в технике. Будут разработаны конструкции двигателей, использующих энергию урана».

В июле 1952-го Александров, Курчатов и Доллежаль обратились в правительство СССР с предложением приступить к разработке опытной подлодки, и спустя несколько месяцев соответствующее постановление были принято.

«Сегодня мы восхищаемся темпами строительства корабля. В 1955 году была произведена закладка корабля, а в 1957 году заказ был спущен на воду. Поражает количество сдаваемых цехом 42 «Севмаша» серийных кораблей этого проекта – мы сдавали по три единицы в год»,

— подчеркнул генеральный директор ОАО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко.

Проект подводной лодки был разработан специалистами конструкторского бюро «Малахит». Именно на этом корабле впервые была применена так называемая дирижаблеобразная форма носовой конечности, которая позволяла лодке достигать наибольшей скорости в подводном положении.

Всего за время службы первый подводный атомоход СССР совершил 14 дальних походов, в том числе первое плавание подо льдами в Карском и Гренландском морях. Летом 1962 года экипаж К-3 под командованием капитана II ранга Льва Жильцова смог ликвидировать монополию ВМС США на плавание подлодок в районе Северного полюса.

«Мы говорим о подводной лодке, как о таком грозном оружии, а грозное оружие создавалось руками прелестных женщин. Я позволю себе вспомнить тех людей, кто создавал этот корабль – кто работал тогда в проектном отделе. Это были три женщины – Елизавета Ивановна Егорова, Людмила Васильевна Калачева и Рождественская Вера Ивановна»,

— рассказал генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев.

К 60-летию первой советской атомной подводной лодки был выпущен ограниченный тираж почтовых марок с изображением легендарного «Ленинского комсомола». Церемония торжественного гашения состоялась в ходе круглого стола в Доме Российского исторического общества.

«С сегодняшнего дня эта марка поступает в почтовое обращение. Это 42 тысячи отделений почтовой связи «Почта России»,

— сказал заместитель руководителя Федерального агентства связи Владимир Шелихов.

 

Кроме того, к этой памятной дате был рассекречен документальный фильм об истории создания подводной лодки К-3. Уникальная хроника уже сейчас доступна на официальном сайте АО «ОСК» и портале Российского исторического общества.

Текст: Анна Хрусталева

Фото: Александр Шалгин

P.S . Модель АПЛ  «К-3» «Ленинский комсомол»  из личной коллекции  В. Белько (Старый Филин), работа мастера Ю.А. Герасимова, Снежногорск

(внизу, , на верхней полке АПЛ «Анчар», модель первой в мире титановой АПЛ 

 

 


Комментарии читателей

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым

Комментировать

Отправляя комментарий, вы автоматически принимаете правила комментирования на сайте.

Правила комментирования на сайте:

  1. Не следует писать исключительно заглавными буквами
  2. Запрещены комментарии не относящиеся к тематике сайта и самой статье
  3. Запрещены реплики оскорбляющие других участников проекта. Давайте будем взаимовежливы
  4. Запрещены нецензурные слова, идиоматические выражения, призывы к межнациональной и межконфессиональной розни
  5. Запрещено обсуждение наркотических веществ и способов их применения
  6. Запрещены комментарии с призывами к нарушению действующего законодательства РФ (Уголовного и Административного кодекса)
  7. Запрещены ссылки на сторонние ресурсы без согласования с автором
  8. В поле "URL блога" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги/саттелиты, созданные не для людей) будут удалены.
  9. Запрещается использовать в качестве имени комментатора слоганы/названия сайтов, рекламные фразы, ключевые и т.п. слова

Следует учитывать следующее - все комментарии проверяются на предмет отсутствия спама. При обнаружении признаков спама, в оставленном Вами комментарии, сам комментарий будет незамедлительно удален, а Ваш IP-адрес будет добавлен в черный список без предупреждения!

Учетные записи пользователей, рассылающих спам, блокируются/удаляются без права последующего восстановления.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать следующие HTML-теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Символов: 0 / 1000