Первые в Российском флоте реальное бомбометание по кораблям противника

Бомба.jpg

7 декабря (24 ноября по старому стилю) 1914 г. — первое в российском флоте бомбометание по кораблю противника, Б. Р. Миклашевский и летнаб Аристов с гидросамолета Кертис по немецкому крейсеру «Бреслау» близ Севастополя.

Первая мировая война не была неожиданностью для ее участников, к ней готовились. И все же военные действия качались в то время, когда ни одна сторона к этому еще не была готова полностью. Наиболее готовы к войне были Германия и Австрия. Менее всех была готова к войне Россия. Большая судостроительная программа, выполнение которой вывело бы Россию в ряд великих морских держав, не была полностью реализована. На вооружении стояли большей частью устаревшие боевые корабли.

Если же говорить об оснащении флота воздушными средствами, то к началу войны на Балтике было всего десять гидросамолетов, базировавшихся в Либаве, а на Черном море, в Севастополе в Килен-бухте — восемь. Из восемнадцати аппаратов всего лишь три были отечественного производства (два С-10, поплавковый «Илья Муромец»). Остальные самолеты французского и американского производства (ФБА, «Фарманы», «Кертиссы»). На этих машинах стояли двигатели семи типов, также иностранного производства.

… 24 ноября 1914 года в 10 часов 10 минут командующий Черноморским флотом приказал произвести воздушную разведку в районе мыса Фиолент. В воздух на гидросамолете «Кертисс» поднялся лейтенант В. В. Утгоф. К югу от Херсонеса он обнаружил легкий крейсер «Бреслау», который шел к Севастополю и уже вошел в проход через минное заграждение. Морской летчик опустился рядом с миноносцем «Подводник» и с его радиостанции сообщил командующему об обнаружении противника. Затем летчик перелетел к выходящим из Северной бухты Севастополя крейсерам «Кагул» и «Память Меркурия». Сев рядом с ними, он предупредил их о подходе «Бреслау» и о том, что крейсер возможно поставил на выходном фарватере мины.

В воздух по тревоге поднялись семь гидросамолетов, которым выпала честь атаковать вражеский крейсер. «Бреслау» вынужден был отказаться от выполнения боевого задания (обстрела Севастополя) и на полном ходу ушел в море.

Вот что писал американский летчик Чарльз Уитмер по возвращении из России о боях русских гидропланов с кораблями противника, откровенно восхищаясь русскими, сумевшими организовать береговую оборону при помощи гидросамолетов:

«С тех пор, как «Гебен» и «Бреслау» стали угрожать Севастополю, наблюдение за безопасностью русского побережья в смысле набегов возложено было исключительно на воздушные суда. В течение моего трехмесячного пребывания в Севастополе я ежедневно видел, как аэропланы отправляются в море на разведку, удаляясь туда на 50 миль. Делом этим были заняты семь аэропланов, последовательно обследовавших 50-мильную береговую полосу на предмет наблюдения за германскими подводными лодками и крейсерами. Помню, однажды утром один из воздушных разведчиков принес известие, что «Гебею и «Бреслау» направляются в порт и находятся в пяти милях. Немедленно было дано приказание семи летающим лодкам подняться в воздух, взяв с собой по две 40-фунтовые бомбы каждая.

Во время отдачи этого приказания снаряд с «Гебена» с визгом упал между двумя рядами ангаров, но, к счастью, не взорвался. Ангары расположены вблизи радиостанции, установленной у самого входа в железнодорожный туннель. Сорок других снарядов, выпущенных с «Гебена» до отправления аэропланов, легли близко от цели. Вслед за этим семь летающих лодок поднялись и, кружа над крейсерами, сбросили свои бомбы, после чего поспешили обратно к берегу.

Маневр этот был выполнен безукоризненно, но в то время как аппараты принялись за свои вторые бомбы, крейсера ушли слишком вперед, чтобы сбрасывание новых бомб могло нанести им существенный вред, и после продолжительной погони летчики были вынуждены возвратиться. Насколько серьезно были повреждены крейсера, так и не выяснилось, но больше они не появлялись.

…Россия, имея всего семь аэропланов, стоивших 100 000 долларов, была в состоянии обойтись без дорогостоящих крейсеров и вполне обеспечила защиту Севастополя от набегов немцев…»

 

День 24 ноября 1914 года стал для морских летчиков своеобразным праздником: они убедились, что гидросамолеты становятся ударной силой на море и могут действовать самостоятельно. Кстати, черноморцы на свои машины брали бомбы В. В. Дыбовского, которые были созданы как память о первой бомбардировке судов эскадры апельсинами.

Если черноморцы встретили противника во всеоружии, то на Балтике с авиацией дело обстояло намного хуже. По ряду причин действия гидроавиации Балтийского флота с начала войны до конца года были очень ограниченными. Во-первых, в связи с близостью Либавы к германской границе гидроавиация была эвакуирована, осталось всего шесть исправных гидросамолетов, «Илья Муромец», еще не принятый от завода, 20 июля сгорел по неизвестной причине. Во-вторых, С-10 и «Фарманы» по своим тактико-техническим данным для проведения разведки над морем не годились. Поэтому 18 июля заведующий авиацией службы связи Балтийского моря Б. П. Дудоров телеграфировал в Морской Генеральный штаб о необходимости срочного приобретения на РБВЗ или заводе Щетинина морских самолетов и доставке их в Ревель или Ригу.

    Страницы: 1 2 3 4 5

Комментарии читателей

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым

Комментировать

Отправляя комментарий, вы автоматически принимаете правила комментирования на сайте.

Правила комментирования на сайте:

  1. Не следует писать исключительно заглавными буквами
  2. Запрещены комментарии не относящиеся к тематике сайта и самой статье
  3. Запрещены реплики оскорбляющие других участников проекта. Давайте будем взаимовежливы
  4. Запрещены нецензурные слова, идиоматические выражения, призывы к межнациональной и межконфессиональной розни
  5. Запрещено обсуждение наркотических веществ и способов их применения
  6. Запрещены комментарии с призывами к нарушению действующего законодательства РФ (Уголовного и Административного кодекса)
  7. Запрещены ссылки на сторонние ресурсы без согласования с автором
  8. В поле "URL блога" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги/саттелиты, созданные не для людей) будут удалены.
  9. Запрещается использовать в качестве имени комментатора слоганы/названия сайтов, рекламные фразы, ключевые и т.п. слова

Следует учитывать следующее - все комментарии проверяются на предмет отсутствия спама. При обнаружении признаков спама, в оставленном Вами комментарии, сам комментарий будет незамедлительно удален, а Ваш IP-адрес будет добавлен в черный список без предупреждения!

Учетные записи пользователей, рассылающих спам, блокируются/удаляются без права последующего восстановления.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать следующие HTML-теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Символов: 0 / 1000