Мифы , не очень древние: кто задраивает за собой верхний рубочный люк

Почему существует традиция, что , если не на всех, то на многих флотах мира последним из подводников задраивает за собой командир?

Вся штука в том, что подводные лодки появились на Российском императорском флоте как новый вид сил флота. Первым контр-адмиралом подводником стал младший флагман Балтийского флота Эдуард Николаевич Щенснович.  Это был необычайно деятельный, талантливый офицер, мужественный и решительный. О нем уже написано много.

Именно его усилиями в Либаве (Лиепая)  был создан специализированный учебный отряд, где одновременно учились офицеры, матросы и, в том числе будущие командиры лодок. С самого нуля! Ибо ни теоретических знаний, ни навыков, ни самих правил еще не было, и все это приходилось собирать по крупицам. А уж о тактике боевого использования приходилось думать уже на ходу. Но сначала надо было «научиться ходить, погружаться и и всплывать»

Были и жертвы … Как всегда, из-за ошибок, неопытности и разгильдяйства – как и везде…

Об этом тоже много написано и публицистики и научной литературы.

Выявились особенности, например – как измерить пригодность газовой среды в прочном корпусе, как его контролировать.

Первым «прибором» для измерения уровня кислорода в воздушной среде внутри корпуса лодки была обычная свеча. Когда она начинала гаснуть, это означало, что уровень кисло­рода снизился до критического. На русских подводных лод­ках в начале века всегда были канарейки в клетках – национальная находчивость по типу «голь на выдумки хитра». Как до сих пор говорят офицеры флота: «Есть конкретное предложение – надо что-то делать!»

По их ак­тивности можно было определять, насколько воздух был при­годен для дыхания. Говорят, что немецкие подводники подглядели это у русских, англичане у немцев и … придумали газоанализатор «на основе канареек» Уж так ли было на самом деле – никто не узнает.

И вот, «насчет задраивания рубочного люка»:

Пл типа «Осетр» Либава

— на первых подводных лодках клапана вентиляции балластных цистерн находились внутри прочного корпуса, и вытесняемый из них воздух тоже попадал сначала внутрь корпуса а затем его понемногу потравливали через щель между комингсами. Лодки были  — крошечными, матрос не мог пройти внутри корпуса так, чтобы не «организовать» крен или дифферент. Во-как! Посмотрите на фото «ПЛ «Пескарь» и ПЛ типа Осётр, как раз – в Либаве.

При погружении лодки именно командир, как самый опытный подводник, обученный и тренированный, должен был задраивать люк в тот самый момент, когда воздух выйдет наружу, а вода уже почти подступает к самому срезу горловины люка. Известно как минимум два случая,  когда из-за недостаточно быстрых и верных действий командира лодки погибли вместе с экипажами.

Если поспешишь – лодку надует, и ты будешь болтаться у поверхности, как в проруби  — цветок, а море не всегда бывает мирным, тебя могут таранить, влепить снаряд от души, а зевнешь – нахлебаешься. Говорят, что именно командиры ПЛ того времени рано седели. Это подчеркивает прославленный командир самой результативной в Первой Мировой войне Черноморской ПЛ «Тюлень», награжденный всеми-всеми русскими боевыми орденами империи «С мечами» Да уж, напряжение еще то!

ПЛ «Пескарь» идет в море. Либава, 1904 год

И еще в связи с этим еще одна особенность и примета: верхом бескультурья и размандяйства у подводника по наши дни считается умудриться наступить на комингс рубочного люка – верхнего – уж не знаю как, но нижнего – было. Такая вот примета родилась в то же время.

Почему? Чтобы не допустить протечек и попадания воды внутрь корпуса, сразу додумались полировать комингсы до зеркальной поверхности. Металл был мягковат – медь, латунь, бронза, может быть. Ботинки и моряков того времени были с подковками, с набойками, ибо с мокрого корпуса, любовно окрашенного, можно было соскользнуть за борт на счет раз-два. Но, наступив на комингс , можно было его поцарапать, и не раз , и не два… А там –протечка!

Поэтому, растяпа и неумеха тут же получал различные «титулы», а когда офицеры не видели – унтер-офицеры могли и «цепкой « отвесить, для закрепления памяти. Кстати, офицеры-подводники РИФ никогда не распускали рук. Считалось очень дурным тоном.  Так вот, отсюда до нашего времени обязательным и любимым делом рулевых-сигнальщиков  — любовное надраивание до солнечного сияния кругов комингсов….

Вот так оно и есть. А вообще – морские традиции – это алгоритм и ритуал, отказ от которого дорого обходится …

 


Комментарии читателей

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым

Комментировать

Отправляя комментарий, вы автоматически принимаете правила комментирования на сайте.

Правила комментирования на сайте:

  1. Не следует писать исключительно заглавными буквами
  2. Запрещены комментарии не относящиеся к тематике сайта и самой статье
  3. Запрещены реплики оскорбляющие других участников проекта. Давайте будем взаимовежливы
  4. Запрещены нецензурные слова, идиоматические выражения, призывы к межнациональной и межконфессиональной розни
  5. Запрещено обсуждение наркотических веществ и способов их применения
  6. Запрещены комментарии с призывами к нарушению действующего законодательства РФ (Уголовного и Административного кодекса)
  7. Запрещены ссылки на сторонние ресурсы без согласования с автором
  8. В поле "URL блога" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги/саттелиты, созданные не для людей) будут удалены.
  9. Запрещается использовать в качестве имени комментатора слоганы/названия сайтов, рекламные фразы, ключевые и т.п. слова

Следует учитывать следующее - все комментарии проверяются на предмет отсутствия спама. При обнаружении признаков спама, в оставленном Вами комментарии, сам комментарий будет незамедлительно удален, а Ваш IP-адрес будет добавлен в черный список без предупреждения!

Учетные записи пользователей, рассылающих спам, блокируются/удаляются без права последующего восстановления.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать следующие HTML-теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Символов: 0 / 1000