Исторические мифы. Однажды, на верфях, украдкой

Сэр Уильям Армстронг

Морские исторические мифы… Человек, походе не меняется!

Говорят …. Да, опять говорят — «Бог шельму метит! Но иной раз ему необходимо помочь! Хотя, скорее всего ОН САМ наводит наш взгляд на нужные детали!
Итак: конец 19-го — начало 20 века. Япония осознала свое отставание, которое изо дня в день становилось просто опасным — даже угрожающим! А островному государству ну никак не обойтись без торгового, грузового флота. Даже портового и каботажного. Про военный я молчу… Это все впереди — по Энгельсу, который тоже теперь не цитируется — дурной тон, говорят, да и Россию он явно не любил — военный корабль — это сложный слепок с промышленности государства, примерно так.. а коли толком промышленности не было, то слепок хреновый выйдет.
В тот момент лидером в судостроении являлась владычица морей — Англия, там-то и закупались в основном суда. На японских верфях строили суда, но по большей части, как сейчас принято говорить, по лицензии, с проектной документацией.
Но для судостроительных компаний это было слишком дорого, и они нашли выход.

Обратившись к потенциальному партнеру-продавцу, заинтересованному в продаже судна, японцы начали требовать для ознакомления первичную проектную документацию со всеми чертежами вместе с моделью судна. Англичане поначалу шли навстречу японским покупателям. А те, получив документацию, изучали ее месяц, другой, третий, а затем под каким-то благовидным предлогом отказывались от договора о намерениях. А в это время на стапеле судоверфи в Японии полным ходом уже шла закладка и строительство судна по документации английской фирмы.

 

Спустя некоторое время англичане с удивлением обнаруживали в океане японское судно их проекта, и так случалось не однажды.
И тогда европейские островитяне-хитрованы ответили на коварство азиатских островитян. Кому понравится работать на корзину? Всякая терпелка когда-то лопается! Да, наглецов надо учить!

В очередной раз, когда какая-то судостроительная японская фирма обратилась с предложением купли судна у англичан с условием предварительного ознакомления с проектной документацией, бриты согласились. Но на этот раз в документации было допущено несколько «случайных» ошибок в проектных расчетах судна.
Спустя некоторое время японцы, в который раз, вернули документацию, и с «великим сожалением» по какой-то причине отказались от покупки судна, в то время как на их верфи уже полным ходом шло строительство корабля. И это было не раз — отмечала разведка.

Вскоре строительство корпуса судна было закончено, и его приготовили к спуску на воду для окончательной достройки.
При большом стечении народа в торжественной обстановке, когда обрубили удерживающие канаты, корпус со стапеля, медленно тронулся по направляющим к воде, все ускоряя движение. Собравшиеся, шумно и радостно, восклицая «Банзай!», славя императора и поливая все вокруг слезами умиления, приветствовали рождение нового корабля. Красивый, могучий корабль, величаво двинулся к морю на хорошо смазанных катках. Вот он, глубоко зарывшись носом в воду, подняв огромную волну и тучу брызг, сойдя со стапеля, оказался наплаву.

Собравшиеся продолжали ликовать, а «новорожденный» вдруг неожиданно начал крениться на правый борт. Крен нарастал, и спустя небольшое время, только что спущенное на воду судно, к ужасу присутствующих перевернулось и затонуло. Ну, допустим, неожиданностью это событие было не для всех … Кто-то для этого долго и тщательно работал га кульмане.

Финал этого события не отличался оригинальностью. Обесчещенный главный конструктор проекта, согласно существовавшим традициям, совершил харакири. Совести хватило — времена были совершенно другие.

А японские судостроительные компании начали покупать суда и лицензии без обмана. Техническая революция продолжалась, позволив Японии начать в 1905 году войну с Россией, и выиграть ее при поддержке и одобрении со стороны западных держав. В Японии возникли и возобладали аннексионистские и милитаристские устремления, приведшие страну ко Второй Мировой войне и последующей катастрофе.
А так все хорошо начиналось! Впрочем, и авианосцы и дредноуты последующих времен чем-то напоминали американских стальных гигантов …

После сногсшибательного военного, политического и экономического поражения Японии во Второй мировой Войне, в которую та влезла наловить рыбки в мутной воде,  Страна Восходящего Солнца долго приходила в себя.

В этой ситуации надо-было что-то делать. Прежняя промышленность была явно ориентирована на оборону, во всех ее отраслях, даже патроны – вместо макарон, снаряды к полевым орудиям – вместо консервных банок, наполнители к фильтрам противогазов – вместо детского питания …. У нас было тоже самое – это нормально для тотальной войны.

Все – вдрызг, все здания в щебень … Допросились и честно заработали … Но начали восстанавливать – японцы чрезвычайно трудолюбивый народ – резюме всех исследований того времени. К чему в таких условиях разведка, тем более – военная?

Она должна стать экономической и промышленной! И наша и другие разведки отмечали невероятную активность агентуры.

И в Японию потекли десятки, сотни изобретений, от которых в больших странах-победителях пренебрежительно отмахнулись. И они получали все это за сущие грошу! Иной раз отдача была в миллионах долларов!

Над ними склонились сотни молодых ученых и инженеров, только вчера снявших  военную форму. Не все «натыренные» изобретения и разработки подошли, многое требовало переработки и домысливания – но в целом все стало очень ничего! Стоит глянуть на улицы своего города или на оборудование своей кухни и всего остального.

Но были случаи и обратного порядка, в плане идей и готовых промышленных продуктов. Продажи за рубеж имели разноплановые ограничения, тем более – военного назначения, или даже двойного назначения. Даже своему лучшему другу – США.

И вот, в середине 70-х годов, американским ВВС потребовались очень хитрые крылатые ракеты дальнего действия. Вовсю назревал новый витой гонки  ракетных вооружений. Кто кому в ответ – они нашим, наши им – но факт!

Через некоторое время, в одном из Японских портов, грузился обычный, слегка облезлый контейнеровоз типа RO-RO в его трюм, среди других прочих, запихнули контейнер небесно-голубого цвета (а, может – и не один). В накладной значилось: Игрушки. Заяц –барабанщик, 7 мелодий.

На грузовом причале стояли аккуратно одетые, коротко постриженные парни. Их  главный, эдакий Винни-пух японского вида сказал – или подумал – «Это –«Ж-Ж-Ж» не спроста!

Путь контейнера проследили. Где-то  в Калифорнии контейнер разгрузили, отвезли куда-то в военную лабораторию. Там дяди безжалостно выворачивали наизнанку симпатичных зайчиков, вынимали электронную начинку а остальное куда-то выбрасывали на уничтожение.  Зайчики сыграли свои мелодии для очень умных и коварных дядей.

Вот из этих зайчиков и собирали блоки управления ракет с полетными заданиями по рельефным топографическим картам в заданные точки … Во-как! Это лишь один пример обратного потока, когда воровали проекты кораблей почти сто лет назад ….


Комментарии читателей

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым

    Комментировать

    Отправляя комментарий, вы автоматически принимаете правила комментирования на сайте.

    Правила комментирования на сайте:

    1. Не следует писать исключительно заглавными буквами
    2. Запрещены комментарии не относящиеся к тематике сайта и самой статье
    3. Запрещены реплики оскорбляющие других участников проекта. Давайте будем взаимовежливы
    4. Запрещены нецензурные слова, идиоматические выражения, призывы к межнациональной и межконфессиональной розни
    5. Запрещено обсуждение наркотических веществ и способов их применения
    6. Запрещены комментарии с призывами к нарушению действующего законодательства РФ (Уголовного и Административного кодекса)
    7. Запрещены ссылки на сторонние ресурсы без согласования с автором
    8. В поле "URL блога" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги/саттелиты, созданные не для людей) будут удалены.
    9. Запрещается использовать в качестве имени комментатора слоганы/названия сайтов, рекламные фразы, ключевые и т.п. слова

    Следует учитывать следующее - все комментарии проверяются на предмет отсутствия спама. При обнаружении признаков спама, в оставленном Вами комментарии, сам комментарий будет незамедлительно удален, а Ваш IP-адрес будет добавлен в черный список без предупреждения!

    Учетные записи пользователей, рассылающих спам, блокируются/удаляются без права последующего восстановления.

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Вы можете использовать следующие HTML-теги:
    <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

    Символов: 0 / 1000