А это всё о ком? Викторина по истории и биографии русских флотоводцев

Викторина 12

А ЭТО ВСЕ О КОМ?

В истории отечественного флота было много яр­ких личностей среди флотоводцев и ученых, жизнь которых неразрывно связана с флотом. В этой вик­торине представлены в виде коротких описаний от­дельные факты их биографии, как подсказки для ва­шей памяти. Чем известней этот исторический факт, тем меньше оценка ответа.

По отдельным предложениям и фразам попробуй­те догадаться и узнать, о ком именно идет речь. Если не удалось с первой попытки, приступайте к следую­щей подсказке. Каждая следующая фраза уменьша­ет количество полученных очков.

  1. а) Он совершил кругосветное плавание на фрегате «Крейсер» под командованием М.П. Лазарева в 1822-1825 гг. Во время этого плавания, рискуя жиз­нью, спас упавшего за борт матроса. — 50 очков

б) Вместе со своим командиром, М.П. Лазаревым, он перешел в Средиземное море на корабле «Азов» и был участником Наваринского сражения против ту­рецкого флота, командовал батареей на этом героичес­ком корабле. Ранен в бою, за отличие в нем был про­изведен в капитан-лейтенанты вне очереди и награж­ден орденом св. Георгия 4-й степени. — 40 очков

в) Первый корабль, корвет, которым ему пришлось  командовать, по стечению обстоятельств назывался
«Наварин» — в честь морского сражения, во время которого он отличился. — 30 очков

г)  За отличные и красивые маневры корабля «Силистрия» во время смотра Черноморского флота в 1845 году лично императором Николаем I был произведен контр-адмиралы и назначен командиром бригады кораблей. — 25 очов

д) С 1834 года служил на Черноморском флоте, с 1852 года — вице-адмирал. Эскадра под его командованием разгромила и уничтожила турецкий флот в Синопском сражении, названном «лебединой песней парусного флота». — 20 очков

е) Был первым среди русских моряков награжден орденом Белого Орла. — 15 очков

ж) Во время Крымской войны 1853-1856 гг., с 5 октября 1854 года (после гибели адмирала Корнилова) до дня своей смерти 30 июня 1855 году руководил героической обороной Севастополя. — 10 очков

з) В 1944 году в СССР, впервые в русской исто­рии, был учрежден орден с морской символикой, названный его именем. В 1943 его именем названы военно-морские училища для подростков, одно из которых действует и до наших дней. — 5 очков

  1. а) После окончания Морского корпуса он служил волонтером в английском флоте и участвовал на одном из кораблей в качестве мичмана в знаменитом Трафальгарском сражении, затем принимал участие в русско-шведской войне на Балтике, затем — в Отечественной войне 1812 года. — 70 очков

б) С 1813 года по 1825 год совершил три кругосветных плавания. Командуя кораблем Российско-Американской компании «Суворов», открыл в Тихом океане, в Южной Полинезии атолл, дал ему имя Суворова. 50 очков

в) Командир одного из кораблей первой русской кругосветной антарктической экспедиции, в ходе ко­
торой был открыт ряд островов — Петра I, Александра I, о-ва Россиян и т.д. Экспедиция 4 раза почти вплотную подходила к материку. Как отмечали современники, «благодаря его высокому морскому искусству разнотипные корабли экспедиции ни разу не разлучались». В ходатайстве о его награждении начальник экспедиции писал: «… шлюп всегда находился в соединении, невзирая на туманы, снега и льды, чему в истории флотов еще примера не было, все сие приписываю искусству….» Ходатайство это было удовлетворе­но Александром I, и герой был награжден, ему было присвоено звание капитана 2 ранга, минуя звание капитан-лейтенанта. 30 очков

г)  Благодаря его энергичной деятельности на по­сту командующего Черноморским флотом (1833-1851) было спущено на воду 16 линейных кораблей. Именно при нем и его личном участии на юге России впервые были построены корабли с железными корпусами — пароходофрегаты. — 20 очков

д)Отличился в Наваринском сражении, награжденорденом св. Георгия 4-й степени и высокими ордена­
ми Англии и Франции, произведен в контр-адмирлы. Его корабль впервые в истории России был удос­тоен Георгиевского флага. -10 очков

е) Известные русские флотоводцы, сыгравшие вид­ную роль в развитии русского военно-морского искус­ства — П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, Г.И. Бутаков — с гордостью считали себя его учениками. — 5 очков

  1. а) Командуя галерой «Принципиум», спустился от Воронежа до устья Дона и принимал участие в осаде турецкой крепости Азов. — 50 очков

б) Первое морское плавание совершил в Белом море на  поморского строя кочной яхте  «Святой Петр». — 30 очков

в) За командование абордажной партией при захвате шведских кораблей «Астрид» и «Гедан» первым в русской истории награжден высшим орденом России — орденом Андрея Первозванного. — 25 очков

г)  В 1697-1698 гг. в составе Великого посольства посетил ряд европейских столиц, совершенствуя свои знания. Не терял времени даром — в Голландии получил звание корабельного мастера, а в Кенигсберге —мастера огневого боя (артиллериста). — 15 очков

д) За победу при мысе Гангут произведен в вице-адмиралы (1714). — 10 очков

е) Любимые псевдонимы, за которыми он любил скрываться, — Петр Алексеев, а затем — Петр Михайлов. 5 очков

ж) В 1688 году нашел старый ботик «Святой Николай», на котором плавал по Яузе. Называл этот ботик «дедушкой русского флота». — 2 очка

  1. а) Окончил Морской корпус и Николаевскую морскую академию, служил на броненосном крейсере «Владимир Мономах», а затем командовал миноносцем на Балтике. Став командиром бронепалубного крейсера «Новик», в 1902 году вновь ушел на Тихий океан. — 50 очков

б) Участник обороны Порт-Артура (1904-1905), отличился в боях при отражении атак японских кораблей и при участии в контратаках. По рекомендации командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала СО. Макарова назначен командиром броненосца «Севастополь», который оставался до последних часов обороны Порт-Артура самым боеспособным кораблем. За участие в бою в Желтом море награжден орденом св. Георгия 4 степени. — 30 очков

в) Один из авторов технического задания на постройку первого турбинного эскадренного миноносца «Новик». Настоял, чтобы кораблю было присвоено имя его любимого крейсера — героического корабля русско-японской войны. — 25 очков

г) Организатор и создатель военно-технических и тактических новшеств, примененных впервые в истории: минно-артиллерийская позиция, береговая служба наблюдения, взаимодействие флота с сухопутными войсками, тактика применения подводных лодок, создание морской авиации и гидроавиатранспортов для «летающих лодок». — 20 очков

д) Командующий Балтийским флотом в годы Первой мировой войны. Благодаря его продуманному плану на случай войны и энергичных действий с ее началом действия немецкого флота на восточной  Балтике

были практически скованы. Современники считали его равным по морскому искусству и таланту таким флотоводцам, как Ф.Ф. Ушаков и Д.Н. Сенявин. —10 очков

  1. а) Еще будучи кадетом Морского училища, он обратил на себя внимание адмирала Бутакова, который попросил его оценить морские качества яхты по чертежу, что тот успешно и сделал. Его выводы совпали с выводами заслуженного адмирала, к удивлению и удовлетворению последнего. — 50 очков

б) Один из крупнейших разработчиков теории корабля в России, заведовал опытовым судостроительным бассейном Морского ведомства для испытания моделей судов, автор работ о волновом сопротивлении и остойчивости. 30 очков

в) Основатель кораблестроительного факультета Петербургского университета в 1899 году. — 30 очков

г) Им построена первая в России машина для интегрирования дифференциальных уравнений. 25 очков

д) Один из разработчиков теоретического проекта первых русских линейных кораблей дредноутного типа «Севастополь». — 20 очков

е) Один из самых известных основоположников отечественной школы кораблестроения, создатель теории килевой качки, таблиц непотопляемости, произвел расчеты водонепроницаемых переборок. —10 очков

  1. а) В детские и юношеские годы определяющее влияние на его духовное становление оказал родной дядя — игумен (настоятель) одного из монастырей, известный и уважаемый в русском духовенстве, в прошлом — гвардейский офицер. — 50 очков

б) Выйдя в море с императрицей Екатериной II на борту, он приказал в 24 часа бить склянки, вопреки порядкам на яхте. На палубу выскочила полуодетая императрица. «Что случилось?» — спросила она. Он объяснил. «Странно, почему их раньше не били? Продолжайте, раз положено!» — успокоилась Екатерина. Инцидент был исчерпан, но морское командование не стало возражать, когда принципиальный командир запросился обратно на боевой корабль. — 40 очков

в) В 29 лет в числе первых из выпускников Морского корпуса он назначается командиром 44-пушечного фрегата. Еще через пять лет за выучку, надежность и морскую культуру ему доверяют командовать императорской яхтой. — 30 очков

г) Был начальником одной из команд по строительству верфей и кораблей в Херсоне для создаваемого Черноморского флота. В это время вспыхнула эпидемия чумы. Благодаря его решительности и разумной организации среди его людей болезнь прекратилась на 4 месяца раньше, чем в других командах и воинских частях. — 20 очков

д) Одним из первых отверг господстювавшую в русском флоте линейную тактику боя. Создал собственную тактику морского боя, воспитывал в матросах дух православного морского братства. Разгромил турецкий флот в нескольких сражениях. — 10 очков

 

 

е) За время своей долгой службы Отечеству участво­вал в 40 боях и сражениях, никогда не прятался от опасностей и вражеского огня, но ни разу не был ранен. Единственный военный моряк в российской истории, причисленный к лику святых . — 5 очков

  1. а) Родился в семье дворянина, служившего во времена Петра I комендантом в Выборге. В 1723 году начал службу на флоте волонтером, в 15 лет после сдачи экзаменов по навигационным наукам был произведен в гардемарины и направлен на Каспий; командовал гек-ботами «Святая Екатерина», «Шах-Дагай», плавал от Астрахани до берегов Персии, обучаясь у А.И. Нагаева, впоследствии известного адмирала, гидрографа и со­ставителя морских карт. Нагаев был весьма доволен усердием способного моряка. — 70 очков

б) С 1732 года служил в Кронштадте, где досрочно получил чин мичмана, ежегодно находился в плаваниях по Балтийскому морю. В 1738 году, став адъютантом вице-адмирала П.П. Бредаля, участвовал с ним в Азовской экспедиции Донской военной флотилии, которая совместно с сухопутной армией вела войну с Турцией. В этой войне отважно действовал во всех морских боях, получил боевую закалку, уважение и превосходные характеристики. Командовал новопостроенным кораблем, перевел его из Архангельска в Кронштадт. После этого в течение 10 лет командовал придворными судами и яхтами. — 50 очков

в) Размеренный ход службы был прерван Семилетней войной 1756-1763 гг. Участвуя в кампаниях Балтийского флота, командовал кораблями «Астрахань» и «Святой Николай», ходил в Данциг (Гданьск) и Швецию, к Стральзунду и Копенгагену. В 1761 году он с двухтысячным десантным отрядом пришел на помощь генералу Румянцеву, осаждавшему приморскую крепость Кольберг. Румянцев характеризовал его как «честного и храброго офицера». В 1762 году был произведен в чин контр-адмирала. Командуя Ревельской эскад рой, он прикрывал русские коммуникации на Балтике.После войны авторитетный военный моряк являлся главным командиром Кронштадтского и Ревельского портов, затем командовал всем флотом на Балтийском море. — 40 очков

г) Самый трудный и ответственный период его военной биографии пришелся на русско-турецкую войну 1768-1774 гг. Екатерина II решила подкрепить сухопутную кампанию против Турции действиями в Средиземном и Эгейском морях и направить в район Греческого архипелага экспедицию русского флота. Во главе первой эскадры он, только что произведенный в адмиралы, и был поставлен. 17 июля 1769 года Екатерина II посетила корабли, готовившиеся к отплытию, наградила адмирала орденом св. Александра Невского и, благословляя к походу, надела ему на шею образ Иоанна воина. Она приказала выдать офицерам и матросам четырехмесячное жалованье «не в зачет» и потребовала немедленного выхода эскадры в плавание. Перед адмиралом стояла трудная задача — проложить путь в восточную часть Средиземноморья, совершив туда первый в истории русского флота переход из Балтийского моря. Во время этого перехода экипажи кораблей эскадры от цинги и других болезней потеряли много офицеров и матросов, среди которых был и один из двух его сыно­вей… — 30 очков

д) Он чудом избежал гибели в бою на флагманском корабле «Евстафий». Во время абордажного боя на корабле начался пожар, который неминуемо привел бы к взрыву. Несмотря на пожар, он покинул гибнущий корабль только по приказанию главнокомандующего Алексея Орлова — за несколько минут до взрыва тот вызвал его к себе на борт. — 20 очков

е) Звездными часами его жизни стали бой в Хиосском заливе и последующая затем Чесменская битва, проведенная по детально разработанному им плану. За 35 лет до Трафальгара он пренебрег господствующей тогда линейной тактикой и подошел к боевой линии противника перпендикулярно, применил прием ночного спуска брандеров на корабли противника, ночной обстрел кораблей зажигательными снарядами. —15 очков

ж)    Он докладывал в Петербург: «Слава богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26-е неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили». В честь Чесменской победы Екатерина II велела возвести специальную колонну и церковь, а также выбить памятную медаль с изображением горящего турецкого флота и красноречивой надписью над ним: «Б ы л». Императрица наградила его высшим орденом Российской империи — орденом Андрея Первозванного. — 5 очков

  1. а) Он происходил из морской династии, а один из его предков, любимец Петра, командовал русскими силами в одном из первых победных морских сражений. Его отец тоже служил на флоте, а дядя был полным адмиралом. Сам он в 14 лет был произведен в гардемари, а в 17 — в мичманы, в 23 назначен командиром не­большого корабля, осуществлявшего доставку дипло­матической почты в Турцию. — 50 очков

б) Во время очередной русско-турецкой войны командовал отрядом крейсеров в составе каперской флотилии у турецких берегов и подчинялся контр адмиралу Джону Полю Джонсу, национальному герою США. — 40 очков

в) В ходе этой войны захватил и потопил свыше деятка торговых и военных турецких кораблей, и за эти успехи в 1789 году первым среди офицеров флота и армии был награжден новым «Орденом равноапостольного кн. Владимира с бантом». — 35 очков

г) Во время боевых действий объединенного русско-турецкого флота против французских войск у Ионических островов командовал кораблем «Святой Петр», фрегатом «Навархия» и двумя турецкими кораблями. Блестяще захватил остров Святого Мавра. На его корабле держал свой флаг адмирал Ушаков, что, по правилам того времени, определяло командиру корабля обязанности начальника штаба эскадры. Участвовал в боях по освобождению Неаполитанского королевства. — 30 очков

д) В звании вице-адмирала возглавлял новую экспедицию в архипелаг Средиземного моря, где вступил в командование всеми морскими и сухопутными силами этого региона. Вел успешные действия против наполеоновских войск. Проявив незаурядные дипломатические способности, сумел привлечь на свою сторону греческое население Ионических островов. В под­держку ему местные жители создали целую флотилию из небольших судов. — 20 очков

е)С выступлением Турции против России перенацелил свои силы против турецкого флота и в двух решительных сражениях практически уничтожил турецкий флот. Первым применил прием тактических корабельных групп из двух кораблей, которые атаковали вражеские корабли, создавая временное преимущество в огне и маневре, уничтожая противника или выводя из строя корабельный состав и людскую силу. Считал себя учеником Ф.Ф. Ушакова. — 10 очков

ж)После Афонского сражения Турция была вынуждена заключить мир с Россией, и эскадра двинулась обратно на Балтику, но была заперта в Лиссабонском порту английским флотом, т.к. Англия считала заключенный недавно Тильзитский мир враждебным для себя. Оказавшись между двух огней (англичане — с моря, французы — с суши), чтобы сохранить престиж России, корабли и людей, адмирал проявил свое яркое дипломатическое искусство. Англичане понимали, что русские не сдадутся, а устраивать кровавое сражение им вовсе не хотелось. Они были вынуждены отпустить эскадру сначала в Портсмут, а затем и в Ригу. Современники признавали, что это стало возможнымтолько благодаря его решительности и дипломатическому дару. — 5 очков

 

  1. а) Единственный из флотоводцев в русской исто­рии, не имевший дворянских привилегий по рождению и не закончивший Морского корпуса. Талантливая лич­ность, «человек, который сделал сам себя», как сказали бы в наше время. — 50 очков

б)За организацию морских перевозок во время Ахалтекинской экспедиции заслужил восхищение и самые лестные отзывы командующего войсками генерала Скобелева. — 40 очков

в)Командуя винтовым корветом «Витязь», совершил кругосветное плавание и провел важные океанографи ческие работы, особенно в северной части Тихого океана. Имя его корабля написано на фронтонездания Международного океанографического музея в Монако вместе с теми, кто внес самый значительный вклад в мировую океанографию. — 30 очков

г)В 1902 году современники назвали его «победителем брони» — за очень важное техническое изобретение в артиллерийском деле. — 20 очков

д)Автор идеи использования плавбазы для увеличения радиуса действия малых боевых катеров. Награжден орденами св. Георгия 4-й степени и орденом св. Владимира с мечами и бантом за успешное боевое применение нового морского оружия в ходе русско-турецкой войны. 15 очков

е)Основоположник теории непотопляемости корабля. В его арсенале — изобретения в области оснащения броненосных кораблей средствами борьбы за живучесть, изобретение на основе поморских ледовых судов формы особого корпуса для ледокольного парохода, аппараты для пуска торпед, бронебойный наконечник для снаряда. —10 очков

ж)Автор известного труда «Рассуждения по вопросам морской тактики». В начале русско-японской вой­ны назначен командующим Тихоокеанским флотом  погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. — 2 очка

  1. а) Родился в коренной крестьянской семье, рано стал трудиться, помогая осиротевшей семье после смерти отца. На военной службе — с 15 лет, поступил в Северо-Двинскую военную флотилию, приписав себе 2 года (в то время призывали с 18 лет, а с 17 — брали добровольцами). Жалея его молодость, командиры определили юношу для службы в штабе, но он рвался на корабль и сумел заставить начальников понять его стремление. Первый корабль, на котором ему пришлось служить — речная канонерская лодка, переоборудованная из старого буксира. Имея всего 3 класса церковно-приходской школы, он всегда демонстрировал поразительные способности к обучению. — 50 очков

б) Это не осталось незамеченным для командования, и в 1920-1922 гг. учился в подготовительной школе при военно-морском училище, а в 1921 году вступил в комсомол. С сентября был зачислен в училище командного состава флота, тогда же переименованное в Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. «…Моя мечта — навсегда связать свою судьбу с флотом — обрела реальность. Желтое здание бывшего Морского корпуса стало моим домом», — так он позже вспоминал об этом времени. 40 очков

в) По окончанию училища он опять отказался от штабной службы — а предложено ему было, ни много ни мало, а служба в штабе морских сил Балтфлота. По праву отличника он выбрал Черноморский флот. Был назначен вахтенным начальником крейсера «Червона Украина», через год — старшим вахтенным начальником (помощником командира крейсера, по современной служебной терминологии). Добился отличных аттестаций и еще через два года поступил в морскую академию, и снова на флот, где вскоре стал самым молодым командиром крейсера «на всех флотах и морях» — так говорила о нем пресса того времени). Его крейсер стал лучшим кораблем ВМФ СССР. За короткое время он за реальные результаты своего корабля в боевой  подготовке награждается орденом, почетным оружием и … автомобилем от самого наркома тяжпрома Серго Орджоникидзе. —30 очков

г)В республиканской Испании он служил главным военным советником при ВМФ. Испанцы его знали как «дона Николаса Лепанто». Здесь он приобрел первый боевой опыт использования флота в современной войне. — 20 очков

д)      За короткий срок он прошел служебную карьеру от начштаба Тихоокеанского флота до заместителя, а затем и наркома ВМФ СССР. Все командующие военно-морскими силами до него к этому моменту были репрессированы, и именно ему предстояло готовить флот к текущей войне и командовать морскими силами, от ражая фашистскую агрессию. Среди других видов вооруженных сил ВМФ СССР оказался самым подготовленным к войне. — 10 очков

е) Именно ему принадлежит инициатива и реали­зация таких замыслов: преобразование военно-морских училищ в высшие учебные заведения (1938), создание средних военно-морских спецшкол (прообраз Нахимовского училища), создание школы юнг в годы войны (1942), введение орденов и медалей с военно-морской символикой (ордена адмиралов Ушакова и Нахимова), инициатива создания подводной лодки с ЯЭУ, работы по внедрению управляемого ракетного оружия на флоте. Наконец, именно он вместе с адмиралом Исаковым предложил увековечить память знаменитого крейсера «Аврора». — 5 очков

ж) Он первый в истории, кому было присвоено во­инское звание «адмирал флота», первый, кому было присвоено звание «адмирал флота Советского Со­юза», первый и последний министр Военно-Морско­го флота СССР, первый в истории Главком ВМФ СССР. -2 очка

Я думаю, все справятся с заданием, а материал может пригодиться для бесед с молодым поколением — о героях и подвигах во имя Отечества. Но ответы и портреты все равно будут опубликованы.
Приславший интересные дополнения получит одну из моих книг, двухтомник с морскими рассказами


Комментарии читателей

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым

    Комментировать

    Отправляя комментарий, вы автоматически принимаете правила комментирования на сайте.

    Правила комментирования на сайте:

    1. Не следует писать исключительно заглавными буквами
    2. Запрещены комментарии не относящиеся к тематике сайта и самой статье
    3. Запрещены реплики оскорбляющие других участников проекта. Давайте будем взаимовежливы
    4. Запрещены нецензурные слова, идиоматические выражения, призывы к межнациональной и межконфессиональной розни
    5. Запрещено обсуждение наркотических веществ и способов их применения
    6. Запрещены комментарии с призывами к нарушению действующего законодательства РФ (Уголовного и Административного кодекса)
    7. Запрещены ссылки на сторонние ресурсы без согласования с автором
    8. В поле "URL блога" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги/саттелиты, созданные не для людей) будут удалены.
    9. Запрещается использовать в качестве имени комментатора слоганы/названия сайтов, рекламные фразы, ключевые и т.п. слова

    Следует учитывать следующее - все комментарии проверяются на предмет отсутствия спама. При обнаружении признаков спама, в оставленном Вами комментарии, сам комментарий будет незамедлительно удален, а Ваш IP-адрес будет добавлен в черный список без предупреждения!

    Учетные записи пользователей, рассылающих спам, блокируются/удаляются без права последующего восстановления.

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Вы можете использовать следующие HTML-теги:
    <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

    Символов: 0 / 1000